Зрительные образы


Персоналии Публикации

Винсент Ван Гог

(1853—1890)

К тому моменту, когда Винсент Ван Гог покидает Голландию и переезжает в Париж, им уже написано множество картин, преимущественно в темных тонах, а также рисунков, на которых предстают человеческие фигуры, и пейзажей (болота, пруды, деревья, зимние дороги), линия и композиция которых предвещает движение кисти живописца. Ван Гог увлечен Милле и пишет на те же темы.

С самых первых дней парижской жизни брат Тео знакомит его с импрессионистами, чья живопись поражает художника. Со многими Ван Гога свяжет тесная дружба, в частности с Писарро. Благодаря этим первым контактам на его палитре появляются более светлые тона, свет и цвет начинают играть в картинах более важную роль. Под влиянием Жоржа Сера художник начинает писать отдельными мазками дополнительных цветов, однако очень скоро переходит к более простому и яркому выражению цвета. В этом Ван Гог следует примеру Эмиля Бернара и Луи Анкетена, черпающих вдохновение в витражах, где четкие цветовые плоскости разграничены свинцовыми перегородками, а также в «удивительной четкости» и «уверенном рисунке» японских гравюр. В феврале 1888 г. Ван Гог уезжает на юг Франции.

Солнце Арля рождает в нем новое вдохновение и желание работать: «Как прекрасен желтый цвет!» — пишет он в это время. В октябре к нему приезжает Гоген. Под его недолговременным влиянием Ван Гог пишет «Танцевальный зал», хранящийся ныне в музее Орсе. В этой картине чувствуется влияние художников Понт-Авена, в частности Гогена и Бернара: разложение цветов и обводка каждого цветового пятна, стилизованные лица и прически, схематичность в изображении светящихся шаров. Художники, каждый из которых обладает собственным видением мира, вскоре переходят к яростным спорам и ссорам. В их отношениях надвигается гроза, которая к рождеству приводит к тому, что Ван Гог в безумии калечит себя, отрезав ухо.

Друзья расходятся, Гоген в поисках связи легенды и искусства все больше пишет природу, обогащая ее в своем воображении сказаниями и мифами. Ван Гог знает, что не сможет обойтись без реальности, которую он будет очеловечивать посредством собственной обостренной чувствительности. Цвет в его работах становится еще ярче, импрессионистское мерцание света уступает место практически монохромным картинам, на которых предстают то бесконечные пляжи, то широкие борозды полей — одновременно и цвет, и предметная форма. Ван Гог обращается к свету, который не может быть назван просто дневным, — в нем есть несомненный оттенок сверхъестественного, художник ищет все более правдивого выражения тайны человеческого существа и своей болезненной жаждой духовности выделяется из общего течения импрессионизма.


Некоторые полотна:
Спальня в Арле



Автопортрет в желтой шляпе с трубкой

Ночное кафе







Старая версия сайта: Картины Модильяни