Зрительные образы


Персоналии Публикации

Павел Третьяков

(1832—1898)

Основатель знаменитой сокровищницы русской живописи в Москве — Третьяковской галереи. Происходил из купеческой среды. Брат Сергея Михайловича Третьякова.

С четырнадцати лет Павел вместе с братом Сергеем приобщался к семейному делу в лавках Старых торговых рядов между Варваркой и Ильинкой: торговали Третьяковы льняным полотном. В дальнейшем успешное ведение дел позволило Третьяковым тратить немалые средства на благотворительные цели, а также собирание художественных коллекций.

Обращение к записным книжкам Павла Михайловича позволяет установить, что начало формирования коллекции, относится к 1850-м годам. Тогда же определяется сфера интересов Третьякова-коллекционера — русская художественная школа. Вскоре в собрании заняли полотна В. И. Якоби, А. Н. Саврасова, М. Н. Клодта, В. Г. Перова.

Известно, что никакого специального художественного образования Павел Михайлович не имел. Тем не менее, раньше других он распознавал талантливых художников. Более того, у того или иного мастера он, как правило, приобретал наиболее значительные работы.

Вот как характеризовал собирателя Стасов: «С гидом и картой в руках, ревностно и тщательно, пересмотрел он почти все европейские музеи, переезжая из одной большой столицы в другую, из одного маленького итальянского, голландского и немецкого городка в другой. И он сделался настоящим, глубоким и тонким знатоком живописи. И все — таки он не терял главную цель из виду, он не переставал заботиться всего более о русской школе. От этого его картинная галерея так мало похожа на другие русские наши галереи. Она не есть случайное собрание картин, она есть результат знания, соображений, строгого взвешивания и всего более, глубокой любви к делу.»

Павел Михайлович достаточно рано осознал общественную значимость своей личной галереи. «Я желал бы оставить национальную галерею — отмечал он в датированном 1860 годом «Завещательном письме». —Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного хранилища изящных искусств, приносящих многим пользу, всем удовольствие». Названное письмо являет собой как бы программу создания национальной галереи русского искусства.

В деятельности Третьякова-коллекционера прослеживается внимание прежде всего к творчеству современных ему художников реалистического направления — передвижников, представителей демократического крыла отечественной школы. Наиболее полно и лучшими работами оказались представлены в его собрании В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков. Попутно шло пополнение галереи произведениями художников ХVIII—первой половины ХIХ столетья.

Об особенностях собирательства Павла Михайловича свидетельствует и тот факт, что многие работы для галереи были выполнены по его собственному заказу. И ни тогда, ни сегодня эти работы не смогли разочаровать самых требовательных ценителей отечественного искусства ни своей проблематикой, ни художественными достоинствами.

Близко общаясь со многими художниками, известными композиторами, артистами, учеными, писателями Третьяков задумал создать портретную галерею своих великих соотечественников, современников, сохранить их живые образы для будущих поколений. Отныне Павел Михайлович начал разыскивать и заказывать портреты по составленному списку. Он выкупал у наследников уже имеющиеся портреты именитых людей, а также заказал ряд портретов В. Г. Перову, И. Н. Крамскому, И. Е. Репину, Н. Н. Ге и другим мастерам портретной живописи.

Первоначально собрание размещалось в небольшом двухэтажном доме Третьяковых в Лаврушинском переулке. Быстрое пополнение коллекции побудило владельца задуматься о сооружении специального музейного здания. В 1872—1874 годах к дому была добавлена первая пристройка, а в дальнейшем, по мере увеличения коллекции, Павел Михайлович трижды расширял свою галерею. Так, в старом замоскворецком переулке выросло одно из первых в России специализированных зданий для размещения художественного собрания.

Давно мечтавший о превращении личной коллекции в общенациональное достояние, Третьяков в августе 1892 года подал в Московскую городскую Думу предложение о передаче всех своих художественных ценностей в дар Москве. При передаче галереи городу в 1892 году коллекция, включавшая 1276 картин, 471 рисунок и 9 скульптур русских мастеров, была оценена в 1, 5 миллиона рублей. Общий размер пожертвования, включая недвижимость, капитал завещанный для галереи братом Павла — Сергеем, а также собранные им 84 картины европейских мастеров, достигал 2 миллиона рублей.

15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея. Новый очаг культурной жизни получил наименование «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

В том же 1893 году Павел Михайлович отказался от дворянства, которое хотел даровать царь после передачи галереи Москве. «Я купцом родился, купцом и умру», — ответил Третьяков явившемуся его обрадовать чиновнику. Единственное звание, принятое им с гордостью, — Почетный гражданин города Москвы.

Кроме занятия собирательством Третьяков участвовал и благотворительный деятельности. Он состоял почетным членом Общества любителей художеств и Музыкального общества со дня их основания, вносил солидные суммы, поддерживая все просветительские начинания. Принимал участие во всех пожертвованиях в помощь семьям погибших солдат во время Крымской и Русско-турецкой (1877—1878 гг.) войн. Стипендии П. М. Третьякова были установлены в коммерческих училищах — Московском и Александровском. Он никогда не отказывал в денежной помощи художникам и прочим просителям, тщательно заботился о денежных делах живописцев, которые без страха вверяли ему свои сбережения. Павел Михайлович многократно ссужал деньги своему доброму советнику и консультанту И. Н. Крамскому, помогал бескорыстно В. Г. Худякову, К. А. Трутовскому, М. К. Клодту и многим другим.

Братьями — Павлом и Сергеем Третьяковыми было основано в Москве Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых. Попечительство над училищем, начавшееся в 60-е годы, продолжалось в течение всей жизни Павла Михайловича (Сергей Михайлович умер раньше, в 1892 году) и после его смерти.

В конце ноября 1898 года Павел Михайлович слег, началось обострение язвы желудка. Он отказался от консилиума врачей. Скрывая свои страдания от близких, каждое утро вызывал к себе служащих галереи и торговой конторы с докладом. О галерее он думал и в свое последнее утро 4 декабря 1898 года. Молча выслушав сообщения, Павел Михайлович угасающим голосом произнес: «Берегите галерею...» и тотчас умер. Эти слова были последними.

Похоронили его на Даниловском кладбище. А в 1948 году прах был перенесен на Новодевичье кладбище.

В. В. Стасов, в некрологе на смерть П. М. Третьякова, писал: «Третьяков умер знаменитым не только на всю Россию, но и на всю Европу. Приедет ли в Москву человек из Архангельска или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или с Амура — он тут же назначает себе день и час, когда ему надо, непременно надо, идти на Замоскворечье, в Лаврушинский переулок, и посмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь тот ряд сокровищ, которые были накоплены этим удивительным человеком в течение всей его жизни».


Иллюстрации:
Третьяковская галлерея




Старая версия сайта: Картины Модильяни