Зрительные образы


Персоналии Публикации

Исаак Левитан

Исаак Ильич Левитан родился в Кибартах (ныне Кибартай, Литва) 18 (30) августа 1860 в семье железнодорожного служащего. В 1873 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где наибольшее влияние на него оказали В. Д. Поленов и А. К. Саврасов; окончил училище в 1885. Жил преимущественно в Москве. Работал также в Останкине (1880—1883), в различных местах Московской и Тверской губерний, в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887—1890). Был членом «Товарищества передвижников».

Сумел преодолеть сценические условности классико-романтического пейзажа, отчасти сохранявшиеся у передвижников. Его «пейзажи настроения» обрели особую психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие тайн бытия (недаром его любимым философом был А. Шопенгауэр). Чутко восприняв новации импрессионизма, он, тем не менее, никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих образов, овеянных «мировой тоской».

Уже ранние работы художника удивительно лиричны (Осенний день. Сокольники, 1879). Зрелый период Левитана как мастера пейзажа-картины, умеющего превратить простой мотив в архетипический образ России, открывается Березовой рощей (1885—1889). Та же поэтика тонкого образного обобщения одухотворяет произведения «волжского периода» (Вечер на Волге, 1888; Вечер. Золотой Плес, 1889; После дождя. Плес, 1889; а также тематически примыкающая к ним картина Свежий ветер. Волга, 1891—1895). Он создает шедевры «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение (Вечерний звон, 1892, там же) или, напротив, скорбное чувство бренности всего земного (Над вечным покоем, 1893—1894). «Я весь в этой картине», — эти слова Левитана о последнем произведении могут быть отнесены ко всем его лучшим вещам. Этот «психоанализ» обычно печален, как в полотне У омута (1892) либо в знаменитой Владимирке (1892), где на дороге, по которой конвоировали арестантов в Сибирь, видна (в характерной для мастера манере сводить реальное человеческое присутствие к минимуму либо вообще к нулю) лишь крошечная фигурка странника близ придорожной иконки.

Позднее краски художника обретают все более мажорное звучание (Март, 1895; Золотая осень, 1895; Весна — большая вода, 1897); с другой стороны, его все более увлекают мотивы вечера, сумерек, летней ночи. Варьируя тему стогов сена в лунную ночь, он пишет небольшое надкаминное панно с этим сюжетом для дома А. П. Чехова в Ялте (1900); с писателем его связывали многолетние дружеские, хотя и достаточно сложные отношения). Последняя, неоконченная картина Левитана (Озеро. Русь, 1900, Русский музей) является — вопреки смертельной болезни — едва ли не самым радостным его произведением. Руководя с 1898 пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, он проявил себя и как высокоодаренный педагог.

Умер Левитан в Москве 22 июля (4 августа) 1900. В Плесе существует дом-музей Левитана.

Литература:

  • И. И. Левитан. Письма. Документы. Воспоминания. М., 1956
  • Федоров-Давыдов А. А. И. И. Левитан, тт. 1—2. М., 1966
  • И. И. Левитан (альбом). СПб, 1992


Картины Левитана в высоком разрешении:


Март

Берёзовая роща

Золотая осень

Свежий ветер. Волга



Вечерний звон

На озере

Над вечным покоем

Лилии. Ненюфары



Саввинская слобода под Звенигородом

Озеро. Русь

Тихая обитель

Вечер. Золотой Плёс



После дождя. Плёс





Старая версия сайта: Картины Модильяни