Зрительные образы


Персоналии Публикации

Поль Гоген

(1848—1903)

Поль Гоген — одна из центральных фигур в художественной жизни Франции последней четверти XIX века. Художник-самоучка, он последовательно испытал на себе влияние барбизонской школы, импрессионистов, символистов, увлекался японским искусством и работами своих современников, но все это не изменило его творческого лица. Творчество Гогена обычно рассматривают в русле так называемого постимпрессионизма.

Гоген прожил бурную жизнь, полную противоречий, периодов горького отчаяния, тяжелой борьбы за существование. Это был человек, поистине одержимый искусством: никакие превратности судьюы не смогли отвлечь его от живописи, от неустанных творческих поисков.

Родился Гоген в Париже в дни Революции 1848 года. Его отец был сотрудником «Насьональ» — газеты умеренно республиканского толка. Изменение политического курса заставило его в 1849 году покинуть родину. На корабле, направлявшемся в Южную Америку, он внезапно умер. Вдова с детьми в 1855 году вернулась во Францию. Старший сын Поль Гоген — будущий художник — с трудом терпел обстановку закрытых учебных заведений, где он воспитывался. У него была мечта стать моряком.

Семнадцатилетним юношей он нанялся матросом на торговый корабль, затем служил в военном флоте.

Вернувшись в Париж, Гоген, по протекции опекуна, устраивается на должность банковского служащего и вскоре приобретает независимое положение. Весь свой досуг он посвящает искусству, бывает в музеях, занимается в частной академии Коларосси.

Первые работы Гогена, появившиеся на выставках, — «Сена у Иенского моста» (1875), «Сусанна» (1880), «Сад под снегом» (1883) — были близки к импрессионизму по манере письма. Но прошло немного времени и Гоген, увлеченный эстетической программой символистов, придававших особое эмоциональное значение цвету, линии и другим элементам формы, отказывается от характерного для импрессионистов разложения цветов. Его произведениям, написанным в 1887 году, во время поездки на остров Мартинику, свойственно декоративное понимание цвета, кладка краски целыми плоскостями вместо отдельных мазков, подчеркнутая выразительность силуэтов. Это и определяет в сущности стиль Гогена.

В 1888 году художник живет в Бретани. К этому времени он уже оставил службу в банке и предался искусству, невзирая на материальные лишения.Выработанные на Мартинике новые принципы живописи художник пытается приложить к изображению природы и людей французской провинции, хранившей в своем быту многие черты старины. Картины «Видение после проповеди, или борьба Иакова с ангелом», «Натюрморт с щенятами», «Арльское кафе», «Старые девы в Арле» характерны стремлением к обобщению выразительных средств. Некоторые приемы композиции идут в них от японской гравюры.

Эта линия поисков развивается в работах 1889—1890 годов: «Прекрасная Анжела», «Стога», «Желтый Христос», «Здравствуйте, господин Гоген!», признаных настроением тоски и усталости. Последнее было вызвано тяжелым душевным состоянием художника, страдавшего от непризнанности и нужды.

В 1891 году Гоген осуществил свою давнюю мечту о поездке на Таити. Жизнь в хижине на берегу моря, среди тропической природы кажется художнику раем. Он много и плодотворно работает, относясь к приютившим его туземцам с искренней теплотой и симпатией. Именно здесь и были созданы знаменитые картины Гогена: «Беседа» (1891), «А ты ревнуешь?» (1892), «Дух мертвых бодрствует» (1892), «Женщина, державшая плод» (1893) и другие. В них художник пытается объеденить свои реальные наблюдения и поэтизацию жизни человека в природе.

В 1893 году, вернувшись во Францию, Гоген устроил выставку своих новых картин, и они вызвали восхищение друзей-художников. Но вкусу буржуазной публики претили сцены «из жизни дикарей», необычная живопись раздражала завсегдатаев салонов.

Через два года художник вновь уехал на Таити. Теперь наряду с такими шедеврами, как «Жена короля» (1896), «Семья таитян» (1896), он создает ряд картин религиозно-мистического содержания. Это были последние работы Гогена. Его жизнь усложнилась: доброжелательное отношение к нему туземцев встречало резкое противодействие колониальных властей. Умирает Гоген в нужде, больной, почти ослепший.

    А. С. Кантор-Гуковская. Поль Гоген. Жизнь и творчество. Л.—М., «Советский художник», 1965.

Некоторые полотна:
Желтый Христос

Мужчина с топором

Manao Tupapao





Старая версия сайта: Картины Модильяни